Создание общественных объединений в России

Общественное объединение – образование физических лиц, создаваемое с целью достижения общих интересов и осуществляющее свою деятельность на некоммерческой и добровольной основе. Управление производится в самостоятельном порядке. Формы общественных объединений включают организацию, движение, фонд, учреждение, политическую партию, профсоюз и орган общественной самодеятельности. Согласно ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение. При этом все необходимые сведения о том, как создать общественную организацию в России, содержатся в ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных правовых актах.

Процесс создания и регистрации общественного объединения

Основой для создания общественного объединения (далее по тексту ОО) является принятие его учредителями Устава и руководящего органа. Для наделения организации официальным статусом юридического лица её необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Порядок регистрации общественных объединений предусматривает сбор необходимого пакета документов, регистрацию юридического адреса и уплату госпошлины.

Начать следует с того, кто регистрирует общественные организации в России. Это прерогатива Министерства юстиции РФ. Образование подобного ОО возможно при наличии 3-х лиц-учредителей. Функционирование ОО при этом базируется на членстве, а количество участников не ограничено.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается непосредственно Минюстом после проведения экспертизы предоставленных документов. И в случае положительного решения, ФНС заносит новую организацию в ЕГРЮЛ.

Пакет регистрационных документов

В перечень документов, необходимых для предоставления в Минюст входят:

  • заявление от уполномоченного лица;
  • устав, принятый на учредительном собрании;
  • протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о решении создать общественное объединение, об избранном руководящем составе и контрольно-ревизионном органе (при создании межрегиональной организации необходимо предоставить протоколы всех структурных подразделений);
  • данные об учредителях;
  • квитанция об уплате госпошлины (пошлина за регистрацию общественной организации составляет 6 500 руб., все сведения относительно размеров содержатся в ст. 333.33 НК РФ);
  • справка о юридическом адресе.

Итак, какие документы подаются на государственную регистрацию общественного объединения, выяснили. Здесь же стоит отметить, что в случае, если наименование организации содержит символические элементы, на которые в законодательном порядке распространяется защита, необходимо представить документы, удостоверяющие право ОО на их использование.

Если экспертиза документов прошла успешно, орган регистрации общественных объединений выносит положительное решение и ФНС заносит новое образование в ЕГРЮЛ. Никаких других действий от учредителей больше не требуется.

Все новые общественные объединения в РФ после регистрации в автоматическом порядке получают ИНН, а равно и ставятся на учёт в органах ПФР, ФСС и ФОМС. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется в течение 1,5 месяцев, необходимых для детальной экспертизы предоставленной документации.

Общественные объединения и организации функционируют на территории РФ в самостоятельном порядке, а свобода их деятельности гарантируется государством. Разумеется, при условии не противоречия действующему законодательству.

Разобравшись с вопросом, как зарегистрировать общественную организацию в России, стоит отметить, что данная процедура имеет много общего с регистрацией ассоциаций. Документы на государственную регистрацию общественного объединения такие же, как в случае с ассоциациями, срок рассмотрения и внесение сведений о новом образовании аналогичные.