Создание ассоциации в России

Ассоциация – разновидность организационно-правовой формы некоммерческих организаций, представляющая собой объединение юридических/физических лиц для достижения общей цели. Чаще всего ассоциациям характерен конкретный вид деятельности, и они объединяют специалистов определённой области. Их деятельность регламентируется положениями ГК РФ. Все практические сведения, относительно того, как создать ассоциацию в России, содержатся в ФЗ «О некоммерческих организациях». Ассоциация и союз при этом – синонимичные понятия.

Порядок и процедура регистрации ассоциаций

Первый вопрос, возникающий при решении создания подобной организации, где регистрируются ассоциации. Официальное оформление союза находится в компетенции Министерства юстиции. Процедура эта достаточно трудоёмкая, поскольку предусматривает сбор пакета соответствующих документов. Ассоциации могут объединять либо коммерческие, либо некоммерческие организации. Одновременное членство и тех и других не допускается.

Документы для регистрации ассоциации Минюст устанавливает следующие:

  • заявление с указанием статуса будущего объединения, его целей, состава участников и местоположения;
  • учредительный договор;
  • устав (2 экземпляра);
  • протокол учредительного собрания;
  • сведения о членах организации;
  • сведения о руководящем составе союза;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • справка о юридическом адресе.

Отвечая на вопрос, как регистрировать ассоциацию, стоит отметить, что Минюст осуществляет экспертизу предоставленных документов в течение 1,5 месяцев. В срочном порядке этот срок может быть сокращён до месяца. Если оснований для отказа нет и решение принято положительно, то по истечении периода рассмотрения ФНС РФ заносит данные о новой организации в ЕГРЮЛ.

Далее этапы регистрации ассоциации предусматривают получение документов:

  • свидетельство о госрегистрации юридического лица;
  • свидетельство о регистрации некоммерческой организации.

Они выдаются непосредственно Минюстом и ФНС РФ и содержат данные о ОГРН союза и его учётного номера НКО.

Распространённые заблуждения

Решая вопрос, как зарегистрировать союз, многие ошибочно полагают, что подача документов для постановки новой организации на учёт в налоговой инспекции осуществляется в самостоятельном порядке. Это не так. После официальной регистрации ассоциации и занесения её в ЕГРЮЛ, ИНН присваивается автоматически.

В некоторых источниках на просторах Сети, в темах «как зарегистрировать ассоциацию» содержится информация о необходимости постановки на учёт в ряд организаций: ПФР, ФСС, ФОМС и Росстат. Регистрация в них действительно предусмотрена на законодательном уровне, однако необходимости в самостоятельном осуществлении этих действий так же, как и в предыдущем случае, нет. Все регистрационные номера присваиваются союзу в автоматическом порядке, после получения им статуса официальной организации.

Как и любая организация, союз должен иметь свою уникальную печать. После разработки и создания печати она подлежит обязательной регистрации в Росстате. А другие нюансы и всю необходимую информацию о том, как создать ассоциацию, можно найти в ФЗ №7-ФЗ, в требованиях к наименованию организации (ст. 4). Сведения о визуальной идентификации НКО содержатся в соответствующих Приказах и Положениях Росстата.

Итак, как открыть ассоциацию в России? Несложно. Законодатель позаботился о том, чтобы максимально упростить эту процедуру, взяв на себя основные действия по регистрации организации во всех необходимых инстанциях. Главное, что требуется от учредителей – это предоставление полного пакета документов в Минюст.